6 февр. 2014 г.

Угроза для суверенитета Украины становится все более реальн

Этот оптимизм зиждился на совершенно неправильном экономическом анализе, потому что здоровых элементов для поддержания курса гривны не было.

С самого начала правительство Азарова работало по неправильно выбранной методологии монетарной политики. Они все время заимствовали деньги и внутри страны, и извне. Об уровне заимствования говорит тот факт, что государственный долг Украины – внутренний, внешний и гарантированный – с начала 2010 года к концу 2013 вырос с 39 до 73 млрд., почти в два раза.
Государственный долг надо обслуживать. Долговые обязательства внутри страны были взяты под 10-13% годовых, а вовне – под 8-10%. Это очень большие проценты, и естественно, что на таком уровне обслуживать государственный долг практически невозможно.
Плюс, у них все время было отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, которое в прошлом году достигло $15 млрд. Естественно, что это сальдо надо было чем-то перекрывать. Перекрывали они его в основном заимствованиями, потому что в этот период не происходило существенного притока прямых и портфельных инвестиций. А если брать вторую половину 2013 года, то видим даже отток портфельных и нулевой прирост прямых инвестиций.
Таким образом, страна практически не создавала в необходимых объемах добавленной стоимости. Чтобы была хорошая поддержка гривны, нужно, чтобы был хороший уровень ВВП, а в 2013 году они показали нулевой рост ВВП и падение промышленного производства на 5-6%. А по нашим подсчетам, было даже падение ВВП на 4% и падение промышленного производства минимум на 8%.
Таким образом, под гривной не находилось сколько-нибудь существенного материального базиса. И в этот же период, начиная с сентября 2011 года, очень крупно теряли золотовалютный запас. В сентябре 2011 года запас составлял 38,2 млрд., а на декабрь 2013 года – порядка 20 млрд.
А если отнять 3 млрд. с российского займа, того, что дал Путин, будет 17 млрд. То есть, по сути, было потеряно 21 млрд. золотовалютных запасов.
И с этих 17 млрд. значительная часть – это деньги заимствованные, собственных денег у Нацбанка – максимум 10 млрд. долларов. То есть нечем поддерживать гривну.
Плюс, начиная где-то с сентября 2013 года они начали печатать гривну, а эта гривна ничем не подкреплена.
Поэтому все эти бравурные заверения о том, что гривна стабильна, что надо избавляться от долларов, безосновательны. Они же ввели ограничения на конвертацию и сделали гривну фактически неконвертируемой валютой. Мы почти вернулись в начало 90-х годов, когда был тяжелый период для обмена денег на иностранную валюту.
Это все было словоблудие со стороны Азарова, поддержанное так называемыми экономическими экспертами суррогатного уровня, которые в экономике так понимают, как баран в апельсинах.

– Во-первых, надо, чтоб ЕС их дал. А ЕС так просто не дает. Он дает их под реальные трансформации, а не под слова. Например, Международный валютный фонд не дает сейчас никаких новых программ. Наоборот, теперь нужно возвращать деньги, до 12 февраля в МВФ нужно вернуть $1 млрд.
Даже если бы ЕС дал деньги, сегодня при власти находятся клинические клептоманы, которые разворовывают кредиты. Они украли даже деньги России, которые дали Януковичу с Азаровым. Трехмиллиардный кредит рассосался, и неизвестно, что с ним произошло. Поэтому ЕС никаких денег не даст, потому что нет гарантий, что они пойдут на реформы, а не на усиление режима стационарного бандита Януковича.
     
  Кабмином должен руководить мощный системный макротеоретик, который сможет видеть сверху всю карту преобразований и под которым будут стоять хорошие системные кризисные менеджеры-исполнители  


Это значит, что деньги в бюджете должны расходоваться в таких размерах, в которых они есть. То есть если в доходную часть деньги реально не поступают в соответствующем объеме, значит, надо сокращать непроизводительные паразитические статьи.
Бюджет должен быть бездефицитным. Потому что как можно покрыть дефицит? Только новыми заимствованиями. А брать новые заимствования невозможно, потому что страна находится в состоянии почти суверенного дефолта. Она не может обслуживать не то, что основное тело долга, а даже проценты долга. И мы приближаемся к моменту, когда будет установлена международная администрация по санации Украины и по тому, как она должна возвращать свои долги. Это угроза для суверенитета страны, для народа. И, к сожалению, она становится все более реальной.

 Это статьи, связанные с содержанием карательного, полицейского и бюрократического аппарата. Все, что касается милиции, судейского корпуса, прокуратуры, СБУ, содержания Президента, Кабинета Министров. Например, Министерство внутренних дел нужно сократить минимум в четыре раза, его нужно демилитаризировать, расформировать, оно не должно существовать в том виде, в котором есть сейчас. А также статьи, ориентированные на то, чтобы отмывать деньги для правящей «Семьи», там, где она может провести тендеры под своим контролем, чтобы получить средства и забрать их под себя.
Поэтому в условиях мирового социального, экономического и финансового кризиса иметь дефицитный бюджет – это роскошь. То есть деньги должны расходоваться только на социальную защиту – образование и медицину. Не должно быть никаких трат на паразитические потребности: закупку машин, оборудования, поездки, командировки и так далее – этого ничего не должно быть.
Пока мы не вернемся к конституции 2004 года, к парламентско-президентской республике, говорить о том, чтобы изменить к лучшему социально-экономическую и финансовую ситуацию, не представляется возможным.
Второе – надо обязательно проводить административно-территориальную реформу и реформу местного самоуправления. То есть деньги и власть надо передавать на места. Надо обязательно ликвидировать районные администрации, а также обладминистрации в том виде, в котором они существуют, – это огромная работа.
Плюс, надо изменить существующую налоговую систему. Нужно расформировать Министерство доходов и сборов и Налоговую администрацию, ликвидировать налоговую милицию, она вообще никому не нужна. Управление налоговых инспекторов можно перевести в Министерство финансов, а также существенно сократить их количество.
Надо отказаться от такого количества российского газа. Необходимо перейти к реальным ценам на газ и начать свободную продажу газа через биржу газовых контрактов.
Надо изменить социально-пенсионную систему, открыть индивидуальные социально-пенсионные счета депозитного, антидевальвационного характера. И ввести единый социально-пенсионный сбор 15%, 8% из которых покрывает работодатель, 7% – сам работник.
То есть надо совершить очень много мероприятий системного характера по всей матрице.
Кабмином должен руководить мощный системный макротеоретик, который сможет видеть сверху всю композицию, всю карту преобразований, и под которым будут стоять хорошие системные кризисные менеджеры-исполнители.
А все то, что сейчас предлагают, – это как мёртвому припарки. Это как Тришкин кафтан: в одном месте отрезали – дырку зашили, он стал меньше – появилась новая и так далее. Режем туда-сюда, а в результате получаем абсурд.
     
  Отказ от угля, от такого огромного потребления газа, от экстенсивных технологий, экстенсивного использования рабочей силы, отказ от примитивных предприятий, которые пожирают огромное количество энергии, целевых и материальных ресурсов  
     
Для этого надо перейти к инновационно-технологической модели экономики. Это совершенно другая модель, предусматривающая развитие четвертого, пятого и элементов шестого экономико-технологического уклада.
Это – отказ от угля, от такого огромного потребления газа, от экстенсивных технологий, экстенсивного использования рабочей силы, отказ от примитивных предприятий, которые пожирают огромное количество энергии, целевых и материальных ресурсов.
Потенциал есть, но его надо раскрепостить и сделать главенствующим. Он должен создавать прибавочную стоимость, а для этого нужна его поддержка. Надо поддерживать не рудиментарные индустриальные формы труда, а высокотехнологические формы, надо развивать человеческий капитал, вкладывать в него деньги.
Надо развивать инновационную компоненту, создавать научно-технологические парки, молодежные бизнес-инкубаторы сетевого, горизонтального уровня. Это огромная задача, и среди нынешних претендентов или тех, кто уже при власти, я даже не вижу, кто бы это мог хотя бы озвучить, не то чтобы реализовать. 

Ассоциацию не сложно подписать. Это полезный инструмент. Таким образом мы просто задекларируем, что наша цель – построение экономических моделей, которые были бы адекватны европейским странам. Это европейская модель народного капитализма. В ее основе лежит малый и средний национальный бизнес, формирование мощного класса национальной буржуазии, местное самоуправление. Это все можно сделать, но для этого надо менять модель. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий