С самого начала правительство Азарова работало по неправильно
выбранной методологии монетарной политики. Они все время заимствовали
деньги и внутри страны, и извне. Об уровне заимствования говорит тот
факт, что государственный долг Украины – внутренний, внешний и
гарантированный – с начала 2010 года к концу 2013 вырос с 39 до 73
млрд., почти в два раза.
Государственный долг надо обслуживать. Долговые обязательства
внутри страны были взяты под 10-13% годовых, а вовне – под 8-10%. Это
очень большие проценты, и естественно, что на таком уровне обслуживать
государственный долг практически невозможно.
Плюс, у них все время было отрицательное сальдо внешнеторгового
баланса, которое в прошлом году достигло $15 млрд. Естественно, что это
сальдо надо было чем-то перекрывать. Перекрывали они его в основном
заимствованиями, потому что в этот период не происходило существенного
притока прямых и портфельных инвестиций. А если брать вторую половину
2013 года, то видим даже отток портфельных и нулевой прирост прямых
инвестиций.
Таким образом, страна практически не создавала в необходимых
объемах добавленной стоимости. Чтобы была хорошая поддержка гривны,
нужно, чтобы был хороший уровень ВВП, а в 2013 году они показали нулевой
рост ВВП и падение промышленного производства на 5-6%. А по нашим
подсчетам, было даже падение ВВП на 4% и падение промышленного
производства минимум на 8%.
Таким образом, под гривной не находилось сколько-нибудь
существенного материального базиса. И в этот же период, начиная с
сентября 2011 года, очень крупно теряли золотовалютный запас. В сентябре
2011 года запас составлял 38,2 млрд., а на декабрь 2013 года – порядка
20 млрд.
А если отнять 3 млрд. с российского займа, того, что дал Путин,
будет 17 млрд. То есть, по сути, было потеряно 21 млрд. золотовалютных
запасов.
И с этих 17 млрд. значительная часть – это деньги заимствованные,
собственных денег у Нацбанка – максимум 10 млрд. долларов. То есть нечем
поддерживать гривну.
Плюс, начиная где-то с сентября 2013 года они начали печатать гривну, а эта гривна ничем не подкреплена.
Поэтому все эти бравурные заверения о том, что гривна стабильна,
что надо избавляться от долларов, безосновательны. Они же ввели
ограничения на конвертацию и сделали гривну фактически неконвертируемой
валютой. Мы почти вернулись в начало 90-х годов, когда был тяжелый
период для обмена денег на иностранную валюту.
Это все было словоблудие со стороны Азарова, поддержанное так
называемыми экономическими экспертами суррогатного уровня, которые в
экономике так понимают, как баран в апельсинах.
– Во-первых, надо, чтоб ЕС их дал. А ЕС так просто не дает. Он дает
их под реальные трансформации, а не под слова. Например, Международный
валютный фонд не дает сейчас никаких новых программ. Наоборот, теперь
нужно возвращать деньги, до 12 февраля в МВФ нужно вернуть $1 млрд.
Даже если бы ЕС дал деньги, сегодня при власти находятся
клинические клептоманы, которые разворовывают кредиты. Они украли даже
деньги России, которые дали Януковичу с Азаровым. Трехмиллиардный кредит
рассосался, и неизвестно, что с ним произошло. Поэтому ЕС никаких денег
не даст, потому что нет гарантий, что они пойдут на реформы, а не на
усиление режима стационарного бандита Януковича.
Кабмином должен руководить мощный системный макротеоретик, который сможет видеть сверху всю карту преобразований и под которым будут стоять хорошие системные кризисные менеджеры-исполнители | ||
Это значит, что деньги в бюджете должны расходоваться в таких
размерах, в которых они есть. То есть если в доходную часть деньги
реально не поступают в соответствующем объеме, значит, надо сокращать
непроизводительные паразитические статьи.
Бюджет должен быть бездефицитным. Потому что как можно покрыть
дефицит? Только новыми заимствованиями. А брать новые заимствования
невозможно, потому что страна находится в состоянии почти суверенного
дефолта. Она не может обслуживать не то, что основное тело долга, а даже
проценты долга. И мы приближаемся к моменту, когда будет установлена
международная администрация по санации Украины и по тому, как она должна
возвращать свои долги. Это угроза для суверенитета страны, для народа.
И, к сожалению, она становится все более реальной.
Это статьи, связанные с содержанием карательного, полицейского и
бюрократического аппарата. Все, что касается милиции, судейского
корпуса, прокуратуры, СБУ, содержания Президента, Кабинета Министров.
Например, Министерство внутренних дел нужно сократить минимум в четыре
раза, его нужно демилитаризировать, расформировать, оно не должно
существовать в том виде, в котором есть сейчас. А также статьи,
ориентированные на то, чтобы отмывать деньги для правящей «Семьи», там,
где она может провести тендеры под своим контролем, чтобы получить
средства и забрать их под себя.
Поэтому в условиях мирового социального, экономического и
финансового кризиса иметь дефицитный бюджет – это роскошь. То есть
деньги должны расходоваться только на социальную защиту – образование и
медицину. Не должно быть никаких трат на паразитические потребности:
закупку машин, оборудования, поездки, командировки и так далее – этого
ничего не должно быть.
Пока мы не вернемся к конституции 2004 года, к
парламентско-президентской республике, говорить о том, чтобы изменить к
лучшему социально-экономическую и финансовую ситуацию, не представляется
возможным.
Второе – надо обязательно проводить административно-территориальную
реформу и реформу местного самоуправления. То есть деньги и власть надо
передавать на места. Надо обязательно ликвидировать районные
администрации, а также обладминистрации в том виде, в котором они
существуют, – это огромная работа.
Плюс, надо изменить существующую налоговую систему. Нужно
расформировать Министерство доходов и сборов и Налоговую администрацию,
ликвидировать налоговую милицию, она вообще никому не нужна. Управление
налоговых инспекторов можно перевести в Министерство финансов, а также
существенно сократить их количество.
Надо отказаться от такого количества российского газа. Необходимо
перейти к реальным ценам на газ и начать свободную продажу газа через
биржу газовых контрактов.
Надо изменить социально-пенсионную систему, открыть индивидуальные
социально-пенсионные счета депозитного, антидевальвационного характера. И
ввести единый социально-пенсионный сбор 15%, 8% из которых покрывает
работодатель, 7% – сам работник.
То есть надо совершить очень много мероприятий системного характера по всей матрице.
Кабмином должен руководить мощный системный макротеоретик, который
сможет видеть сверху всю композицию, всю карту преобразований, и под
которым будут стоять хорошие системные кризисные менеджеры-исполнители.
А все то, что сейчас предлагают, – это как мёртвому припарки. Это
как Тришкин кафтан: в одном месте отрезали – дырку зашили, он стал
меньше – появилась новая и так далее. Режем туда-сюда, а в результате
получаем абсурд.
Отказ от угля, от такого огромного потребления газа, от экстенсивных технологий, экстенсивного использования рабочей силы, отказ от примитивных предприятий, которые пожирают огромное количество энергии, целевых и материальных ресурсов | ||
Это – отказ от угля, от такого огромного потребления газа, от
экстенсивных технологий, экстенсивного использования рабочей силы, отказ
от примитивных предприятий, которые пожирают огромное количество
энергии, целевых и материальных ресурсов.
Потенциал есть, но его надо раскрепостить и сделать главенствующим.
Он должен создавать прибавочную стоимость, а для этого нужна его
поддержка. Надо поддерживать не рудиментарные индустриальные формы
труда, а высокотехнологические формы, надо развивать человеческий
капитал, вкладывать в него деньги.
Надо развивать инновационную компоненту, создавать
научно-технологические парки, молодежные бизнес-инкубаторы сетевого,
горизонтального уровня. Это огромная задача, и среди нынешних
претендентов или тех, кто уже при власти, я даже не вижу, кто бы это мог
хотя бы озвучить, не то чтобы реализовать.
Ассоциацию не сложно подписать. Это полезный инструмент. Таким
образом мы просто задекларируем, что наша цель – построение
экономических моделей, которые были бы адекватны европейским странам.
Это европейская модель народного капитализма. В ее основе лежит малый и
средний национальный бизнес, формирование мощного класса национальной
буржуазии, местное самоуправление. Это все можно сделать, но для этого
надо менять модель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий