28 мар. 2014 г.

Страна банкрот, новые кредиты брать нельзя - кто их отдавать будет?



В марте Всемирный банк объявил, что в текущем году выделит Украине 3 миллиарда долларов финпомощи. Предполагается, что они станут дополнением к существующей программе финансирования украинской экономики. 
Ну и есть еще пресловутый, вызывающий постоянные споры кредит МВФ, который маячит на горизонте то ли как спасение, то ли как вестник гибели украинской экономики…
Спасут ли нас обещанные деньги (которые, правда, надо еще получить) и есть ли альтернативные способы решения вопроса? 
 Как Вы считаете, насколько нам могут помочь деньги, которые собираются предоставить Всемирный банк или МВФ?
Олег Соскин: – Главное, надо помнить, что это все не помощь, это кредиты, а кредиты надо отдавать. Страна и так банкрот — как их отдавать? Надо во что-то вкладывать, чтобы потом вернуть с процентами, а мы знаем, что ни нынешнее руководство, ни прежнее не отличались экономическими знаниями и профессионализмом, чтобы отдавать кредиты. Они умеют только хорошо брать и воровать. К сожалению, в отношении нынешних руководителей у меня очень большие сомнения с точки зрения компетентности и антикоррупционности. Поэтому я вообще не понимаю, зачем брать какие-то деньги. Они только приводят к новым долгам и еще большему бремени. Отдавать-то всем придется. Отдавать через бюджет и налоги. Сегодня и так уже государственный долг почти 79 миллиардов, и никто даже не знает, сколько именно.
Новости Украины – From-UA: – Олег Игоревич, а Украина может сейчас позволить себе не брать кредит
Олег Соскин: – Может. Очень просто — надо сократить расходы на полицейский карательный аппарат, на бюрократию. Надо сделать бездефицитный бюджет, надо ввести валютный комитет по управлению гривной. Для этого надо убрать клептомана Кубива, Соркина надо привлечь к ответственности за воровство. Надо ввести государственную монополию на торговлю водкой, табачными изделиями, надо упорядочить это все, надо деньги поднять. Налоги отменить. 
Надо дать возможность людям заниматься самостоятельным бизнесом, чтобы люди сами себя спасали. То есть необходимо опереться на внутреннюю экономическую модель роста и накопления. А если мы собираемся ввести налоги на депозиты, как Яценюк сказал, то это просто какое-то сумасшествие. То есть они делают все неправильно. Надо убрать коррупционную схему с нефти и газа. Надо посмотреть, где наш газ, который мы добываем — 21 млрд. кубов. Есть огромные источники роста в середине страны — ими надо только воспользоваться. А они хотят делать то же самое, что делалось при Януковиче, при Ющенко.
Хотя этот кредит еще надо получить. Пусть сначала нам его дадут. А для этого придется показать, что не будет коррупционной схемы.
Новости Украины – From-UA: – Юрий Владимирович, а Вы как считаете, помогут нам деньги Всемирного банка и МВФ?
Юрий Макогон: – Вообще-то, деньги помогают любые, тем более у Всемирного банка льготный режим по сравнению, например, с МВФ. Если вы обратили внимание, то, когда речь идет о кредитах МВФ, они выставляют целый ряд условий. Более того, они их контролируют, требуют выполнения. Если вы заметили, раньше некоторые транши были отложены, не реализованы, но сейчас МВФ поставлена другая задача ее политическими создателями и теми, кто имеет наибольшую долю там — США, ЕС, Россия. Именно так они договариваются между собой, эти три составляющие, что они будут оказывать помощь не напрямую, а через МВФ. Но в МВФ достаточно жесткие условия. 
Три миллиарда — это не мало, но это и не много. Вы знаете, что у нас фигурирует цифра, гораздо большая, есть цифра и в 20 миллиардов, и даже запредельная — 36 миллиардов. Но при этом нужно помнить, что мы и так уже в долгах, как в шелках, что у нас остался в наследство очень солидный долг. Правда, в прошлом году мы внесли самый большой возврат МВФ — 14 млрд. В этом году мы должны заплатить почти столько же (меньше на миллиард), но, наверно, этот долг будет реструктуризирован, перенесен на более поздние сроки. 
У нас все годы с 2006-го идет отрицательное сальдо внешней торговли — мы завозим товаров каждый год на 7-8 миллиардов больше, чем отправляем на экспорт. У нас зависимость от кредитной иглы и отрицательного сальдо очень серьезно влияет на непродуктивность нашей экономики. Мы не развиваем совершенно внутренний рынок. Мы сидим лишь на той части, которая является явным экспортом — металл, химия, машиностроение, сельское хозяйство, транзитные услуги через нашу территорию. А все остальное, что нам нужно для потребления, завозим. 
Причем самое интересное, что завозим продукты питания, которые сами можем производить. Самое плохое, что мы не развиваем импортозамещение, тем самым все время увеличивая разницу между экспортом и импортом в пользу импорта. Совсем недавно у нас изменился курс — гривна стала падать относительно доллара, и это курс, более выгодный для экспортера. Но все эти годы было все наоборот. Мы долго курс доллара держали на восьмерке, а до этого на пятерке.
Новости Украины – From-UA: – Эти деньги предоставляются как целевые или мы свободны тратить их, как посчитаем нужным? Отработан ли у Всемирного банка алгоритм отслеживания, на что пошли эти деньги? Или они просто дают и не следят за применением?
Юрий Макогон: – Да, деньги целевые, и в основном на латание дыр бюджета. В этом самый серьезный недостаток кредитов хоть Всемирного банка, хоть МВФ — они даются государству на бюджет, а бюджет — проедаемый. Не на развитие, не на проекты, насколько я знаю.
Но за тем, чтобы средства пошли по назначению, они следят. Везде нужен отчет, это однозначно. Всегда присутствует миссия, они очень скрупулезно это условие выполняют.
Олег Соскин: – Конечно, отслеживают. Должен быть назначен от Всемирного банка наблюдатель, который мониторит использование кредита, и они должны отчитываться, как тратят эти деньги, выполняется ли та программа, под которую данный кредит был обеспечен. Как она выполняется, правильно ли осуществлены все мероприятия по использованию кредита, по реализации проекта, под который предназначен это кредит. Сейчас уже не удастся внедрить эти коррупционные схемы, как это было раньше.
Тем не менее, ни малый, ни средний бизнес этих денег не получат. Чтобы получить какую-то часть этого кредита на развитие бизнеса, он должен строиться по «белым» схемам, а у нас это может позволить себе только очень крупный бизнес.
Ни малый, ни средний не могут работать "в чистую" в тех условиях, которые сейчас есть. Задушит система налогов, особенно социальная система. Малый и средний бизнес не может выплачивать все зарплаты и вознаграждения людям по белой схеме, потому что он тогда разориться. То есть первое, что надо было сделать, - это изменить социально-пенсионную модель, ввести социальный налог 14 % максимум — тогда бы деньги вышли на поверхность. Сейчас надо деньги бросать только на развитие малого и среднего бизнеса — вот это было бы эффективно.
Новости Украины – From-UA: – Каким образом Украина будет отдавать кредиты, учитывая нашу экономическую ситуацию, когда правительство назвало само себя «правительством камикадзе»? Особенно кредит МВФ, который требует очень жестких условий?
Юрий Макогон: – Это загадка. Мы не могли отдавать и в предыдущие годы, потому что было отрицательное сальдо внешней торговли. С чего собирались отдавать — загадка. Растратили сейчас золото-валютные резервы — потратили сначала на возврат в 2013 году, потом было много потрачено на интервенцию Нацбанка на удержание курса (бессмысленная была затея). У нас сегодня осталась примерно четверть ЗВР, которые мы имели на начало послекризисного периода.
Олег Соскин: – Его вообще брать не надо. МВФ, вообще говоря, не дает никаких кредитов, в отличие от Мирового банка. Мировой банк дает кредиты под развитие каких-то проектов, инфраструктурных систем и так далее. МВФ дает так называемые связанные валютные свопы — это специальные права заимствования, которые дает безналичная валюта МВФ. 
Она легко потом продается на рынках и трансформируется в доллары, евро. Это так называемые деньги, которые даются государству в рамках подписанного соглашения для того, чтобы оно стабилизировало свою систему платежного баланса и поддержку национальной валюты. Взамен государство должно дать в рамках связанного валютного свопа адекватное количество своей валюты или какие-либо другие валютные ценности ликвидные. Обычно такие соглашения действуют 2-3 года. 
МВФ дает эти деньги под проценты — выходит обычно 4-5 % годовых. И потом через 2-3 года эти деньги надо вернуть с процентами МВФ, а взамен МВФ возвращает государству валюту или какую-нибудь ценность. Так вот вопрос: как мы договорились брать у МВФ деньги? Что мы отдает взамен? Гривны, как раньше было? Но мы же еще должны вернуть МВФ старые деньги, которые брали — 7 млрд. долларов. В том числе в этом году надо еще вернуть больше 2 млрд. долл. Или же мы даем какой-то другой ликвидный ресурс, потому что была информация, что якобы вывезено скифское золото. Правда это или неправда — вот в чем вопрос. То есть опять все делается тайно, опять все сокрыто мраком, опять ничего не рассказывается. Все так же делается, как и при Януковиче и Ющенко — набрали тогда кучу этих долгов. Поэтому надо провести открытую широкую дискуссию — зачем мы берем эти деньги у МВФ, с какой целью? А потом уже, если дискуссия проведена, причем должны присутствовать все специалисты, которые разбираются в этом, - только после этого надо принимать решение.
Новости Украины – From-UA: – То есть сейчас мы возьмем эти деньги у Всемирного банка, куда-то их направим, но потом окажемся в еще более плохом положении?
Юрий Макогон: – Не куда-то направим, а на социальную поддержку, на развитие каких-то вещей, связанных с реформами, перестройкой правительственных органов и т. д.
Новости Украины – From-UA: – Юрий Владимирович, то есть если эти деньги, даже частично, пойдут на какие-то социальные нужды, то получается, что мы защитим некоторые группы населения?
Юрий Макогон: – Да, но МВФ очень жестко контролирует ситуацию. Они заставят повышать возрастной ценз ухода на пенсию, хотят запретить совмещать пенсионерам работу и получение пенсии. Потребуют убрать различные льготы, в том числе и за проезд, за коммунальные услуги. Всемирный банк тоже четко контролирует свои кредиты. Отдавать придется.
Новости Украины – From-UA: – Олег Игоревич, что Вы скажете, как отдавать будем?
Олег Соскин: – Правительство опять действует кулуарно, по-сектантски. А отдавать будет народ. Через бюджет надо будет отдавать. Опять украдут деньги. Украли же деньги МВФ, которые он дал раньше – 15 миллиардов. Отдаем теперь мы с процентами, причем отдаем, начиная с 2010 года по 5 % годовых, так что уже на эту сумму в 15 миллиардов наросло 20 %. Никто же про это вообще не говорит. А где их брать — эти проценты? Это же надо содрать с малого и среднего бизнеса, налоги увеличить. То есть, как всегда, пострадают рядовые украинцы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий